В 1966 году в Италии началось производство автомобиля Fiat 124. Машина предлагалась с кузовами седан и универсал, а также у нее были отличающиеся по дизайну версии купе и кабриолет. Всего до 1974 года было выпущено 1,5 миллиона «сто двадцать четвертых», их собирали также в Марокко и Болгарии.
Базовые «Фиаты» оснащались двигателями объемом 1,2 или 1,4 литра (60–80 л. с.), а на более дорогие и спортивные модификации устанавливали моторы 1.6 (95 сил), 1.8 (128 сил) и 2,0 литра мощностью 115 л. с.
Универсал Fiat 124 Familiare, 1966–1974
Именно Fiat 124 стал первой моделью нового Волжского автозавода — серийное производство автомобиля ВАЗ-2101 было запущено в 1970 году. Итальянская машина послужила основой не только для советских «Жигулей», но и для нескольких других машин из разных стран. В 1968 году в Испании дебютировал Seat 124, в 1970 году к сборке автомобилей приступил корейский завод Asia Motors, с 1971 года «Фиаты» начали делать в Турции под именем Tofas Murat 124, а в 1985 году уже по «сеатовской» лицензии машина добралась до Индии под маркой Premier
Под какими именами выпускался Fiat 124 ⇐ Premier
На основе Fiat 124 выпускались Seat 124 и 1430 (Испания, 1968-1976, 900 тыс.
На основе Fiat 124 выпускались Seat 124 и 1430 (Испания, 1968-1976, 900 тыс. шт. с учетом универсалов), Tofas Murat 124 и Tofas Serce (Турция, 1971-1995), ВАЗ-2101/2102/2103/2106 (СССР/Россия, 1970-2006, 11,2 млн. шт.) и созданные на их базе ВАЗ-2104/2105/2107 (СССР/Россия, с 1980 г., более 5,5 млн. шт., сборка также в Украине и Египте), Premier 118 NE/1.38D/Viceroy (Индия, 1985-2000). Кроме того, Fiat 124 собирали в Южной Корее (1970-1973, 6,8 тыс. шт.), Болгарии (Pirin-Fiat 124, 1967-1971, 300 шт. с учетом универсалов), Марокко (SOMACA). Общее количество автомобилей, сделанных на базе Fiat 124 около 20 миллионов.
Fiat 124 или копейка ваз 2101
Экономический кризис начала 60-х годов XX века вынудил FIAT решить задачу срочной замены технически устаревших автомобилей Fiat 1100 и Fiat 1300. При этом неблагоприятная финансовая ситуация не позволила компании проектировать принципиально новый автомобиль-преемник, в следствие чего директор проектирования FIAT Данте Джакоза получил осенью 1963 года указание найти привлекательное решение на основе существующей конструкции. В качестве оптимального варианта Джакоза предложил рассмотреть проект «123 Е2» на базе созданного им автомобиля Primula, который уже выпускался дочерним предприятием FIAT Autobianchi и являлся первой опытной реализацией автомобиля с передним приводом и поперечным расположением двигателя. Имеющий достаточно преимуществ для развития, «123 Е2» получил поддержку от большинства руководящих лиц компании, однако Витторио Валетта (президент FIAT в 1946—1966 гг.), оценив потребительский отклик на Primula и неудачный коммерческий опыт с продажами Lancia Flavia, посчитал внедрение подобного новаторства преждевременным, приказав сосредоточить усилия на другом решении. Этот замысел предусматривал изменение элементов дизайна, увеличение объёма кузова и замену трансмиссии автомобиля Fiat 1100 с установкой на него нового двигателя «124» разработки Аурелио Лампреди (до 1958 года — инженер «Ferrari»). Данный вариант получил условное название «проект 124», непосредственная работа над ним была поручена заместителю Джакоза, Оскару Монтабоне.
Обновлённый Fiat 1100, представленный в декабре 1963 года, в целом был одобрен, получив сопутствующие указания по увеличению длины кузова и подбору оптимальной трансмиссии, однако из-за существовавшего в компании противоборства между менеджерами проектного и производственного секторов директор по производству FIAT Армандо Фиорелли предложил в начале 1964 года рассмотреть в качестве конкурирующего образца другой автомобиль, созданный директором департамента испытаний Адольфо Мессори. Автомобиль был задуман Мессори самостоятельно, построен без ведома руководства и, в отличиe от проекта Монтабоне, его конструкция содержала ряд новаторских для того времени элементов и решений, вследствие чего технически выглядела более перспективной. Генеральный менеджер компании Гуиденци Боно учел возникшие вокруг нового проекта интриги, и, не принимая чьей-либо стороны, нашел компромиссное решение в виде комбинирования обеих проектов в третьем образце, однако Фиорелли в конечном итоге удалось убедить руководство в бесперспективности проекта Монтабоне, в результате чего серийный Fiat 124, пройдя этап значительных доработок, унаследовал свою фактическую конструкцию и дизайн от прототипа А. Мессори, сохранив от первоначального замысла проекта «124» только двигатель А. Лампреди. Кроме того, выгодная менеджерам производственного сектора технологичность конструкции Мессори в условиях экономического кризиса позволила применить для Fiat 124 ряд конструктивных элементов, использовавшихся на автомобилях Fiat 850 и Fiat 500.
В производственной генеалогии FIAT семейство «124» заняло место в самой короткой ветви «Fiat 1200 — Fiat 131». Изначально предлагалось в качестве первой серийной конструкции с передним приводом, однако стесненное условиями действующего экономического кризиса руководство компании учло неудовлетворительные коммерческие результаты других производителей и ещё на этапе проектирования сохранило традиционную компоновку с приводом на задние колеса. При проектировании базового автомобиля Fiat 124 «Sedan» за основу была принята разработка инженера FIAT Адольфо Мессори, являющегося также автором ряда изобретений и поныне широко применяющихся мировой автопромышленностью.
Несмотря на положительные рецензии специалистов на модный «угловатый» дизайн, не отвыкшая от плавных классических контуров потребительская публика после первых демонстраций такое упрощение воспринять не смогла, оценив дизайн Fiat 124 крайне непривлекательным, а отдельные примитивы в конструкциях машины стали предметом насмешек в прессе. Компания, не отреагировав на подобные проблемы, ускоренно довела проект до производственных норм и с января 1966 года запустила серийное производство в реализации Fiat 124 «Sedan» (в итальянском варианте — «Berlina»), и шестью месяцами позже в реализации Fiat 124 «Familiare» с кузовом типа «универсал». За непродолжительное время эксплуатации потребительское мнение о качествах новых автомобилей коренным образом изменилось, и уже в 1967 году Fiat 124 получил приз «Автомобиль года».
С 1967 года компания приступила к восполнению пустовавшего сегмента престижного спроса, расширив 124 семейство дорогостоящими моделями Coupe (с дизайном кузова от Марио Боно) и Sport Spider (c кузовом и дизайном от ателье Pininfarina). Эти автомобили строились на базе идентичных механических узлов, однако производились небольшими партиями и с существенными отличиями в комплектации.
Все модификации семейства выпускались фабрикой в Мирафиори (пригород Турина).
Не получив возможности стать первым переднеприводным автомобилем, базовый вариант Fiat 124 в истории автомобилестроения мог остаться рядовой моделью, однако следующие исторические события изменили эту ситуацию. К середине 60-х годов XX века итальянским коммунистам удалось занять влиятельные места в правительстве Италии, создав таким образом выгодную политическую обстановку. Кроме того, в этот период итальянская автопромышленность переживала неблагоприятное финансовое состояние. Два этих важных фактора в конечном итоге помогли А. Косыгину убедить главное руководство СССР сделать выбор в пользу этой страны.
Воспользовавшись личными связями с влиятельными в сфере итальянской экономики лицами, Косыгин обратился с предложением к президенту FIAT Витторио Валетта, который являлся пожизненным сенатором итальянского парламента. С учётом того, что послевоенные десятилетия FIAT избавлялся от финансовых проблем благодаря кредитам американских банков, политические нюансы бизнеса Валетта вынужденно согласовывал с властями США, что могло поставить под угрозу заключение сделки. Так, в начале 60-х годов он уже приезжал в СССР для обсуждения строительства завода автомобильных тягачей, а в 1962 году вёл неофициальные переговоры с представителями А. Косыгина в Турине. Время этих переговоров пришлось на период политических результатов Карибского кризиса, вследствие чего Валетта под давлением США дипломатично избежал сотрудничества. Однако, власти этой страны, испытывая серьезные проблемы в сфере автостроительного бизнеса, рассчитывали на то, что технологическое оснащение будущего ВАЗ косвенным образом зависело от них, и на сей раз противодействовать проекту не стали. Кроме того, неофициальная поддержка проекта ВАЗ итальянскими коммунистами для Валетты прежде всего означала решение не прекращавшихся проблем с профсоюзами и по крайней мере на несколько лет вперед. С этой причиной источники связывали факт проявления несвойственной ему уступчивости на переговорах при факте относительно низкой стоимости столь масштабного проекта. Однако дальнейшие события показали, что реальная причина скрывалась за перспективными замыслами. В середине 70-х гг. сотрудничество по данному договору не только уберегло компанию от серьезных финансовых проблем, но и способствовало её укреплению как могущественного мирового автопроизводителя.
Fiat 124 в качестве базовой модели компания предложила выбрать в феврале 1966 года официальным письмом, что далее обсуждалось при проработке предварительного соглашения в Турине. Основным разногласием, возникшим при обсуждении условий, источники отмечают факт оказания руководством FIAT активного сопротивления на требование советской стороны замены нижневального варианта двигателя «124» на верхневальный. Учитывая, что компания в тот период только приступала к подобной модернизации некоторых своих двигателей, Валетта на это требование предложил предоставить трёхлетний срок для соответствующего перепроектирования и доводки и создание требуемого двигателя реализовалось к середине 1969 года в тесном сотрудничестве со специалистами НАМИ СССР. Также был решен вопрос о производстве ещё одного автомобиля с характеристиками более высокого класса. Необходимость этого была выведена предварительно проведением технико-экономических расчётов, прогнозировавших удовлетворительную рентабельность автомобильного завода, при производстве одного образца средней и одного повышенной комфортабельности с условием реализации в ценовых пределах 5500-6000 и 6800-7200 рублей, соответственно (в деноминации 1961 года).
По результатам предварительного соглашения февраля 1966 г. Министерство автомобильной промышленности СССР подписало с концерном FIAT протокол («О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР», подписали А. Тарасов и В. Валетта 4 мая 1966 г. в Турине). Основа договора предусматривала строительство на территории СССР завода по производству малолитражных автомобилей компактного класса мощностью 2200 единиц в день.
Третья реализация Fiat 124 «Speciale» изначально не задумывалась, но появилась в 1967 году в рамках условий уже заключённого с СССР договора, по которым строившемуся Волжскому автомобильному заводу кроме лицензионной версии Fiat 124 «Sedan» требовался дополнительный образец с повышенными показателями ходовых характеристик и комфорта. Предложенный для этого Fiat 125S «Speciale» требовал закупки и создания отдельных производственных мощностей, что в объёме достигнутых соглашений являлось неприемлемым. Проблема была решена разработкой отдельного автомобиля Fiat 124 «Speciale». Его конструкция представляла собой комбинацию ходовой части Fiat 124 «Sedan» с кузовом Fiat 125S «Speciale», технологические размеры которого в максимально возможном объёме унифицировали с размерами и нормами 124 семейства. В 1970 году Fiat 124 и 124 Speciale были обновлены, а также появилась версия Fiat 124 «Speciale Т», оснащенная более мощных двигателем и изменённым дизайном фронтальной декоративной решетки. В 1970 году «Fiat 124S» был окончательно одобрен как прототип для автомобиля ВАЗ-2103, который в качестве внешнего отличия получил ряд изменений в дизайне светогабаритной оснастки. Кроме того, в период 1966-70 гг. предусмотренное договором сотрудничество позволило специалистам компании выявить и устранить путём доработок ряд эксплуатационных и технических проблем 124 семейства, учтенных в дальнейших проектах.
Приобретя от этого сотрудничества уникальный опыт для дальнейшего развития своей продукции, FIAT тем не менее не учёл два важных фактора. Во-первых, не усматривая к началу 70-х гг. далёкой перспективы для Fiat 124, руководство FIAT не волновалось за то, что семейство для ВАЗ получилось существенно лучше и надежнее собственного аналога, полагая его необходимость СССР только для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Во вторых, коммерческий менеджмент FIAT, не зная механизмов экономики этой страны, не учел темпов и возможностей расширения её производственных мощностей. Как следствие, к выходу Волжского автомобильного завода (ВАЗ) на проектную мощность (примерно 3 автомобиля в минуту), Минвнешторг СССР уже обеспечило востребованность крепкого, а главное дешевого ВАЗ 2101 в Европе (преимущественно в Северной) и в ущерб нуждам своего покупателя практически переориентировало продукцию ВАЗ на экспортный рынок. Парадокс ситуации — в СССР, желая устранить дефицит легковых автомобилей на внутреннем рынке, вновь его создали, был мотивирован иссякающими финансовыми резервами СССР от стремительных падений цен на нефть в 70-х. FIAT, основываясь на опыте, приобретенном при создании ВАЗ, проблемы с чрезмерно быстрым устареванием Fiat 124 решал с помощью продаж производственных (сборочных) лицензий другим странам, тем самым значительно расширив его производственную и эксплуатационную географию и, возможно, стараясь таким образом повлиять на объём экспорта продукции ВАЗ. Экспорт автомобилей ВАЗ резко возрос только после того, как в условиях следующей волны экономического кризиса FIAT, окончательно признав Sedan и Familiare технически устаревшими, снял их к концу 1974 г. с производства и передал конвейерную эстафету более успешному Fiat 131. К середине 70-х годов этот факт привел к возникновению серьёзной конкуренции целого ряда родственных друг другу автомобилей на мировых рынках, значительную часть которых поставлял СССР. История всего семейства Fiat 124 в целом завершилась десятью годами позже, в 1985 году, последним выпущенным Sport Spider, производство которых с 1982 г. было продано FIAT в собственность Pininfarina.
Несмотря на то, что в техническую реализацию Fiat 124 «Sedan» долгосрочной перспективы не закладывалось, простота конструкции, низкая себестоимость и высокая технологичность стимулировали приобретение некоторыми странами его производственной лицензии, позволив создать ряд улучшенных версий, приспособленных к тяжелым дорожным и климатическим условиям. Возникшая в результате этого географически обширная производственная и эксплуатационная инфраструктура, обеспечила автомобилям семейства широкую популярность и долголетнюю востребованность. Объём выпущенных различными предприятиями автомобилей за данный период, по приближенным оценкам составил не менее 20 миллионов экземпляров.
Таким образом, ввиду сравнительно высоких потребительских качеств и при довольно примитивной конструкции, а главным образом — либеральной политики фирмы-производителя в отношении ноу-хау, охотно заключавшей договоры о подобном сотрудничестве, Fiat 124 прижился не только в СССР. По лицензии его (в исходной итальянской спецификации) выпускало большое число фирм в таких странах, как Испания (SEAT 124), Южная Корея (Fiat-KIA 124), Индия (Premier 118NE), Турция (TOFAŞ Murat 124).
Обновлённый Fiat 1100, представленный в декабре 1963 года, в целом был одобрен, получив сопутствующие указания по увеличению длины кузова и подбору оптимальной трансмиссии, однако из-за существовавшего в компании противоборства между менеджерами проектного и производственного секторов директор по производству FIAT Армандо Фиорелли предложил в начале 1964 года рассмотреть в качестве конкурирующего образца другой автомобиль, созданный директором департамента испытаний Адольфо Мессори. Автомобиль был задуман Мессори самостоятельно, построен без ведома руководства и, в отличиe от проекта Монтабоне, его конструкция содержала ряд новаторских для того времени элементов и решений, вследствие чего технически выглядела более перспективной. Генеральный менеджер компании Гуиденци Боно учел возникшие вокруг нового проекта интриги, и, не принимая чьей-либо стороны, нашел компромиссное решение в виде комбинирования обеих проектов в третьем образце, однако Фиорелли в конечном итоге удалось убедить руководство в бесперспективности проекта Монтабоне, в результате чего серийный Fiat 124, пройдя этап значительных доработок, унаследовал свою фактическую конструкцию и дизайн от прототипа А. Мессори, сохранив от первоначального замысла проекта «124» только двигатель А. Лампреди. Кроме того, выгодная менеджерам производственного сектора технологичность конструкции Мессори в условиях экономического кризиса позволила применить для Fiat 124 ряд конструктивных элементов, использовавшихся на автомобилях Fiat 850 и Fiat 500.
В производственной генеалогии FIAT семейство «124» заняло место в самой короткой ветви «Fiat 1200 — Fiat 131». Изначально предлагалось в качестве первой серийной конструкции с передним приводом, однако стесненное условиями действующего экономического кризиса руководство компании учло неудовлетворительные коммерческие результаты других производителей и ещё на этапе проектирования сохранило традиционную компоновку с приводом на задние колеса. При проектировании базового автомобиля Fiat 124 «Sedan» за основу была принята разработка инженера FIAT Адольфо Мессори, являющегося также автором ряда изобретений и поныне широко применяющихся мировой автопромышленностью.
Несмотря на положительные рецензии специалистов на модный «угловатый» дизайн, не отвыкшая от плавных классических контуров потребительская публика после первых демонстраций такое упрощение воспринять не смогла, оценив дизайн Fiat 124 крайне непривлекательным, а отдельные примитивы в конструкциях машины стали предметом насмешек в прессе. Компания, не отреагировав на подобные проблемы, ускоренно довела проект до производственных норм и с января 1966 года запустила серийное производство в реализации Fiat 124 «Sedan» (в итальянском варианте — «Berlina»), и шестью месяцами позже в реализации Fiat 124 «Familiare» с кузовом типа «универсал». За непродолжительное время эксплуатации потребительское мнение о качествах новых автомобилей коренным образом изменилось, и уже в 1967 году Fiat 124 получил приз «Автомобиль года».
С 1967 года компания приступила к восполнению пустовавшего сегмента престижного спроса, расширив 124 семейство дорогостоящими моделями Coupe (с дизайном кузова от Марио Боно) и Sport Spider (c кузовом и дизайном от ателье Pininfarina). Эти автомобили строились на базе идентичных механических узлов, однако производились небольшими партиями и с существенными отличиями в комплектации.
Все модификации семейства выпускались фабрикой в Мирафиори (пригород Турина).
Не получив возможности стать первым переднеприводным автомобилем, базовый вариант Fiat 124 в истории автомобилестроения мог остаться рядовой моделью, однако следующие исторические события изменили эту ситуацию. К середине 60-х годов XX века итальянским коммунистам удалось занять влиятельные места в правительстве Италии, создав таким образом выгодную политическую обстановку. Кроме того, в этот период итальянская автопромышленность переживала неблагоприятное финансовое состояние. Два этих важных фактора в конечном итоге помогли А. Косыгину убедить главное руководство СССР сделать выбор в пользу этой страны.
Воспользовавшись личными связями с влиятельными в сфере итальянской экономики лицами, Косыгин обратился с предложением к президенту FIAT Витторио Валетта, который являлся пожизненным сенатором итальянского парламента. С учётом того, что послевоенные десятилетия FIAT избавлялся от финансовых проблем благодаря кредитам американских банков, политические нюансы бизнеса Валетта вынужденно согласовывал с властями США, что могло поставить под угрозу заключение сделки. Так, в начале 60-х годов он уже приезжал в СССР для обсуждения строительства завода автомобильных тягачей, а в 1962 году вёл неофициальные переговоры с представителями А. Косыгина в Турине. Время этих переговоров пришлось на период политических результатов Карибского кризиса, вследствие чего Валетта под давлением США дипломатично избежал сотрудничества. Однако, власти этой страны, испытывая серьезные проблемы в сфере автостроительного бизнеса, рассчитывали на то, что технологическое оснащение будущего ВАЗ косвенным образом зависело от них, и на сей раз противодействовать проекту не стали. Кроме того, неофициальная поддержка проекта ВАЗ итальянскими коммунистами для Валетты прежде всего означала решение не прекращавшихся проблем с профсоюзами и по крайней мере на несколько лет вперед. С этой причиной источники связывали факт проявления несвойственной ему уступчивости на переговорах при факте относительно низкой стоимости столь масштабного проекта. Однако дальнейшие события показали, что реальная причина скрывалась за перспективными замыслами. В середине 70-х гг. сотрудничество по данному договору не только уберегло компанию от серьезных финансовых проблем, но и способствовало её укреплению как могущественного мирового автопроизводителя.
Fiat 124 в качестве базовой модели компания предложила выбрать в феврале 1966 года официальным письмом, что далее обсуждалось при проработке предварительного соглашения в Турине. Основным разногласием, возникшим при обсуждении условий, источники отмечают факт оказания руководством FIAT активного сопротивления на требование советской стороны замены нижневального варианта двигателя «124» на верхневальный. Учитывая, что компания в тот период только приступала к подобной модернизации некоторых своих двигателей, Валетта на это требование предложил предоставить трёхлетний срок для соответствующего перепроектирования и доводки и создание требуемого двигателя реализовалось к середине 1969 года в тесном сотрудничестве со специалистами НАМИ СССР. Также был решен вопрос о производстве ещё одного автомобиля с характеристиками более высокого класса. Необходимость этого была выведена предварительно проведением технико-экономических расчётов, прогнозировавших удовлетворительную рентабельность автомобильного завода, при производстве одного образца средней и одного повышенной комфортабельности с условием реализации в ценовых пределах 5500-6000 и 6800-7200 рублей, соответственно (в деноминации 1961 года).
По результатам предварительного соглашения февраля 1966 г. Министерство автомобильной промышленности СССР подписало с концерном FIAT протокол («О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР», подписали А. Тарасов и В. Валетта 4 мая 1966 г. в Турине). Основа договора предусматривала строительство на территории СССР завода по производству малолитражных автомобилей компактного класса мощностью 2200 единиц в день.
Третья реализация Fiat 124 «Speciale» изначально не задумывалась, но появилась в 1967 году в рамках условий уже заключённого с СССР договора, по которым строившемуся Волжскому автомобильному заводу кроме лицензионной версии Fiat 124 «Sedan» требовался дополнительный образец с повышенными показателями ходовых характеристик и комфорта. Предложенный для этого Fiat 125S «Speciale» требовал закупки и создания отдельных производственных мощностей, что в объёме достигнутых соглашений являлось неприемлемым. Проблема была решена разработкой отдельного автомобиля Fiat 124 «Speciale». Его конструкция представляла собой комбинацию ходовой части Fiat 124 «Sedan» с кузовом Fiat 125S «Speciale», технологические размеры которого в максимально возможном объёме унифицировали с размерами и нормами 124 семейства. В 1970 году Fiat 124 и 124 Speciale были обновлены, а также появилась версия Fiat 124 «Speciale Т», оснащенная более мощных двигателем и изменённым дизайном фронтальной декоративной решетки. В 1970 году «Fiat 124S» был окончательно одобрен как прототип для автомобиля ВАЗ-2103, который в качестве внешнего отличия получил ряд изменений в дизайне светогабаритной оснастки. Кроме того, в период 1966-70 гг. предусмотренное договором сотрудничество позволило специалистам компании выявить и устранить путём доработок ряд эксплуатационных и технических проблем 124 семейства, учтенных в дальнейших проектах.
Приобретя от этого сотрудничества уникальный опыт для дальнейшего развития своей продукции, FIAT тем не менее не учёл два важных фактора. Во-первых, не усматривая к началу 70-х гг. далёкой перспективы для Fiat 124, руководство FIAT не волновалось за то, что семейство для ВАЗ получилось существенно лучше и надежнее собственного аналога, полагая его необходимость СССР только для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Во вторых, коммерческий менеджмент FIAT, не зная механизмов экономики этой страны, не учел темпов и возможностей расширения её производственных мощностей. Как следствие, к выходу Волжского автомобильного завода (ВАЗ) на проектную мощность (примерно 3 автомобиля в минуту), Минвнешторг СССР уже обеспечило востребованность крепкого, а главное дешевого ВАЗ 2101 в Европе (преимущественно в Северной) и в ущерб нуждам своего покупателя практически переориентировало продукцию ВАЗ на экспортный рынок. Парадокс ситуации — в СССР, желая устранить дефицит легковых автомобилей на внутреннем рынке, вновь его создали, был мотивирован иссякающими финансовыми резервами СССР от стремительных падений цен на нефть в 70-х. FIAT, основываясь на опыте, приобретенном при создании ВАЗ, проблемы с чрезмерно быстрым устареванием Fiat 124 решал с помощью продаж производственных (сборочных) лицензий другим странам, тем самым значительно расширив его производственную и эксплуатационную географию и, возможно, стараясь таким образом повлиять на объём экспорта продукции ВАЗ. Экспорт автомобилей ВАЗ резко возрос только после того, как в условиях следующей волны экономического кризиса FIAT, окончательно признав Sedan и Familiare технически устаревшими, снял их к концу 1974 г. с производства и передал конвейерную эстафету более успешному Fiat 131. К середине 70-х годов этот факт привел к возникновению серьёзной конкуренции целого ряда родственных друг другу автомобилей на мировых рынках, значительную часть которых поставлял СССР. История всего семейства Fiat 124 в целом завершилась десятью годами позже, в 1985 году, последним выпущенным Sport Spider, производство которых с 1982 г. было продано FIAT в собственность Pininfarina.
Несмотря на то, что в техническую реализацию Fiat 124 «Sedan» долгосрочной перспективы не закладывалось, простота конструкции, низкая себестоимость и высокая технологичность стимулировали приобретение некоторыми странами его производственной лицензии, позволив создать ряд улучшенных версий, приспособленных к тяжелым дорожным и климатическим условиям. Возникшая в результате этого географически обширная производственная и эксплуатационная инфраструктура, обеспечила автомобилям семейства широкую популярность и долголетнюю востребованность. Объём выпущенных различными предприятиями автомобилей за данный период, по приближенным оценкам составил не менее 20 миллионов экземпляров.
Таким образом, ввиду сравнительно высоких потребительских качеств и при довольно примитивной конструкции, а главным образом — либеральной политики фирмы-производителя в отношении ноу-хау, охотно заключавшей договоры о подобном сотрудничестве, Fiat 124 прижился не только в СССР. По лицензии его (в исходной итальянской спецификации) выпускало большое число фирм в таких странах, как Испания (SEAT 124), Южная Корея (Fiat-KIA 124), Индия (Premier 118NE), Турция (TOFAŞ Murat 124).
В 1966 году между итальянской компанией Fiat и «Внешторгом» было подписано...
В 1966 году между итальянской компанией Fiat и «Внешторгом» было подписано соглашение, итогом которого стало начало производства автомобиля ВАЗ-2101 по лицензии и образцу Fiat 124. Но на деле 124-й стал образцом для множества других моделей, не только и даже не столько ВАЗовских. Итак, всевозможные клоны — на сцену!
Fiat 124 начал выпускаться в 1966 году, имел ряд различных модификаций, стал «Автомобилем года» в 1967-м, а в 1974-м его с конвейера сняли. За это время лицензия и документация по производству модели были проданы десятку различных стран и заводов — не только СССР, но также Индии, Турции, Испании и так далее.
Fiat 124 (Италия, 1966). Базовая модель. Производилась до 1974 года, имела версии универсала, спортивного купе и кабриолета (с кардинально другим кузовом), 5 разновидностей двигателя, производилась, помимо Италии, в Марокко и Малайзии.
ВАЗ-2101 «Жигули» (СССР, 1970). Самая известная лицензионная версия. Впоследствии имела множество модификаций и переработанных версий, имевших нумерацию от 2102 (с кузовом «универсал») до 2107, выпущенной в 1982 году. Последние «вазо-фиаты» сошли с конвейера в 2014 году в Египте; помимо того, они собирались на Украине уже после распада Союза. Был самым массовым советским автомобилем, суммарное количество модификаций и версий превышало сотню.
Premier 118NE (Индия, 1985). Самая поздняя из появившихся лицензионных версий. Индийский Premier и до того сотрудничал с «Фиатом», производя свою версию Fiat 1100. В 1981-м достигли соглашения о приобретении прав на старое уже шасси 124-ки, начали производство четырьмя годами позже и производили её вплоть до 2001 года.
Seat 124 (Испания, 1968). Модель выпускалась на Seat в результате тесного сотрудничества с Fiat вплоть до 1980 года, имела две модификации — седан и универсал, а также ряд специальных версий, например, полицейскую (всего около пятнадцати). Также имела фейслифтинговую версию — модель Seat 1430.
Pirin-Fiat 124 (Болгария, 1967). В 1967 году компания Fiat заключила договор о сотрудничестве с болгарской SPC Balkankar и организовала производство Fiat 850 и 124 под брендом Pirin-Fiat. Всего за пять лет сделали 309 экземпляров — 274 седана и 35 универсалов, после чего производство свернули как не имеющее коммерческой пользы. Сегодня «Пирин-Фиаты» — машины редкие и ценятся коллекционерами.
Fiat-KIA 124 (Южная Корея, 1970). В Корее «Фиаты» производили недолго, с 1970 по 1975 год, и сделали всего порядка 7000 машин. На тот момент KIA делала только лицензионные автомобили (как и вся корейская промышленность); первой собственной корейской моделью стал Hyundai Pony, представленный как раз в 1975-м.
Tofaş Murat 124 (Турция, 1971). Лицензионное производство 124-го в Турции продолжалось до 1977 под названием Murat 124, затем — после фейслифта — вплоть до 1994-го под названием Tofaş Serşe.
Fiat 124 начал выпускаться в 1966 году, имел ряд различных модификаций, стал «Автомобилем года» в 1967-м, а в 1974-м его с конвейера сняли. За это время лицензия и документация по производству модели были проданы десятку различных стран и заводов — не только СССР, но также Индии, Турции, Испании и так далее.
Fiat 124 (Италия, 1966). Базовая модель. Производилась до 1974 года, имела версии универсала, спортивного купе и кабриолета (с кардинально другим кузовом), 5 разновидностей двигателя, производилась, помимо Италии, в Марокко и Малайзии.
ВАЗ-2101 «Жигули» (СССР, 1970). Самая известная лицензионная версия. Впоследствии имела множество модификаций и переработанных версий, имевших нумерацию от 2102 (с кузовом «универсал») до 2107, выпущенной в 1982 году. Последние «вазо-фиаты» сошли с конвейера в 2014 году в Египте; помимо того, они собирались на Украине уже после распада Союза. Был самым массовым советским автомобилем, суммарное количество модификаций и версий превышало сотню.
Premier 118NE (Индия, 1985). Самая поздняя из появившихся лицензионных версий. Индийский Premier и до того сотрудничал с «Фиатом», производя свою версию Fiat 1100. В 1981-м достигли соглашения о приобретении прав на старое уже шасси 124-ки, начали производство четырьмя годами позже и производили её вплоть до 2001 года.
Seat 124 (Испания, 1968). Модель выпускалась на Seat в результате тесного сотрудничества с Fiat вплоть до 1980 года, имела две модификации — седан и универсал, а также ряд специальных версий, например, полицейскую (всего около пятнадцати). Также имела фейслифтинговую версию — модель Seat 1430.
Pirin-Fiat 124 (Болгария, 1967). В 1967 году компания Fiat заключила договор о сотрудничестве с болгарской SPC Balkankar и организовала производство Fiat 850 и 124 под брендом Pirin-Fiat. Всего за пять лет сделали 309 экземпляров — 274 седана и 35 универсалов, после чего производство свернули как не имеющее коммерческой пользы. Сегодня «Пирин-Фиаты» — машины редкие и ценятся коллекционерами.
Fiat-KIA 124 (Южная Корея, 1970). В Корее «Фиаты» производили недолго, с 1970 по 1975 год, и сделали всего порядка 7000 машин. На тот момент KIA делала только лицензионные автомобили (как и вся корейская промышленность); первой собственной корейской моделью стал Hyundai Pony, представленный как раз в 1975-м.
Tofaş Murat 124 (Турция, 1971). Лицензионное производство 124-го в Турции продолжалось до 1977 под названием Murat 124, затем — после фейслифта — вплоть до 1994-го под названием Tofaş Serşe.
Родственники 124-го Фиата. Различные версии Fiat-124 выпускались в нескольких...
Родственники 124-го Фиата.
Различные версии Fiat-124 выпускались в нескольких странах.
Свои "жигули" были в Испании. Под маркой SEAT там производили модели 124 и 1430, за 1968-1980 годы их было сделано соответственно 900 тыс. и 250 тыс. штук. Топ-версии Сеат-124 имели 1,8 и 2-литровые двигатели мощностью 114 л.с. Совсем немного, 300 штук седанов и универсалов, собрали из машинокомплектов в Болгарии на заводе Pirin-Fiat.
Небольшое количество Fiat Kia-124 (около 7 тысяч) сделали в Южной Корее в начале 70 годов. Продолжительное время, в 1971-77 под названием Murat-124 и в 1983-94 под названием Tofas Serce, автомобили выпускались в Турции. Всего сделано 135 тысяч.
С 1985 по 99 год в Индии делали Premier 118 NE и 138D, внешне похожие на поздний Сеат-124, но с другими двигателями.
Различные версии Fiat-124 выпускались в нескольких странах.
Свои "жигули" были в Испании. Под маркой SEAT там производили модели 124 и 1430, за 1968-1980 годы их было сделано соответственно 900 тыс. и 250 тыс. штук. Топ-версии Сеат-124 имели 1,8 и 2-литровые двигатели мощностью 114 л.с. Совсем немного, 300 штук седанов и универсалов, собрали из машинокомплектов в Болгарии на заводе Pirin-Fiat.
Небольшое количество Fiat Kia-124 (около 7 тысяч) сделали в Южной Корее в начале 70 годов. Продолжительное время, в 1971-77 под названием Murat-124 и в 1983-94 под названием Tofas Serce, автомобили выпускались в Турции. Всего сделано 135 тысяч.
С 1985 по 99 год в Индии делали Premier 118 NE и 138D, внешне похожие на поздний Сеат-124, но с другими двигателями.
Сегодня начнём с небольшого и всем известном в мире ретро автомобиле Fiat 124.
Сегодня начнём с небольшого и всем известном в мире ретро автомобиле Fiat 124.
С одной стороны это простой автомобиль, с другой - машина которой удалось покорить огромную часть мира, даже преодолеть, так называемый, "железный занавес".
Где-то это удачный маркетинг, а кое-где и политика.
Общий тираж Fiat 124 (итальянских, советских и постсоветских, индийских, испанских, корейских, болгарских и югославских) более 20 млн. штук.
Немного о том, где и под какими брендами производился автомобиль:
Fiat производил 124-ю модель с 1966 по 1974, попутно проводя сборку из итальянских комплектов деталей в Югославии , Марокко, Малазии, Польше и Болгарии (фото 1) ;
Испанию Fiat 124 покорил в 1968 году, там его выпуском занималась компания Seat, автомобиль так и назывался, Seat 124(фото 2) ;
С 1970 по 1975 в Республике Корея, на заводе KIA
Так и назывался Fiat-KIA 124 (фото 3) ;
С 1971 по 1977 производился в Турции под названием Tofaş Murat-124 (фото 4) ;
В Индии, рестайлинговый Fiat 124 производился компанией Premier с 1984 по 2001 под названием Premier 118NE (фото 5 ) ;
И напоследок, с 1970-го Советский ВАЗ-2101 (фото 6). Да, машину доработали для наших реалий, но исходник именно Fiat-124.
Растянулось производство вплоть до 2012-го года в виде ВАЗ-2107.
А в Египте крупноузловая сборка ВАЗовских машин продолжалась до 2014.
С одной стороны это простой автомобиль, с другой - машина которой удалось покорить огромную часть мира, даже преодолеть, так называемый, "железный занавес".
Где-то это удачный маркетинг, а кое-где и политика.
Общий тираж Fiat 124 (итальянских, советских и постсоветских, индийских, испанских, корейских, болгарских и югославских) более 20 млн. штук.
Немного о том, где и под какими брендами производился автомобиль:
Fiat производил 124-ю модель с 1966 по 1974, попутно проводя сборку из итальянских комплектов деталей в Югославии , Марокко, Малазии, Польше и Болгарии (фото 1) ;
Испанию Fiat 124 покорил в 1968 году, там его выпуском занималась компания Seat, автомобиль так и назывался, Seat 124(фото 2) ;
С 1970 по 1975 в Республике Корея, на заводе KIA
Так и назывался Fiat-KIA 124 (фото 3) ;
С 1971 по 1977 производился в Турции под названием Tofaş Murat-124 (фото 4) ;
В Индии, рестайлинговый Fiat 124 производился компанией Premier с 1984 по 2001 под названием Premier 118NE (фото 5 ) ;
И напоследок, с 1970-го Советский ВАЗ-2101 (фото 6). Да, машину доработали для наших реалий, но исходник именно Fiat-124.
Растянулось производство вплоть до 2012-го года в виде ВАЗ-2107.
А в Египте крупноузловая сборка ВАЗовских машин продолжалась до 2014.